Loading

Отзывы

Шанхайский морской университет

Анна Козловцева
Институт Международного транспортного менеджмента
2017г.

ШМУ ШМУ

Хочу поделиться впечатлениями о первых трёх неделях, проведённых в Китае. Впечатления преимущественно положительные. В ШМУ очень хорошо относятся к иностранным студентам. Если чуть больше конкретики:

Проживание: общежитие больше похоже на номер в гостинице. Из техники есть все, что нужно, начиная от холодильника, заканчивая кондиционером. Но минус был в том, что, особенно первое время, даже с кондиционером было холодно. А ещё отсутствует кухня как таковая, желающие готовить еду самостоятельно покупают газовые плитки.

ШМУ ШМУ

Питание: большое разнообразие китайской еды, которая очень непривычна лично для меня, так как не люблю эксперименты в еде – питаюсь почти как дома. В основном мясо и рис. Цены в пределах кампуса очень радуют. Можно поесть от 6 до 15 юаней. А за пределами кампуса надо знать места, где вкусно и недорого.

Обучение: достаточно адаптировано. Непривычно только, что одна пара длится не 1,5 часа как в России, а 3-4 часа. Концентрацию сохранять под конец бывает сложно. На большинстве предметов нашей специальности (IBM – international maritime business) постоянный интерактив. Уже получили первые домашние задания по некоторым предметам. Практически все делаем в группах, а не индивидуально, что более комфортно для нас. В нашей группе IBM 20 человек. 11 американцев, 3 русских, 1 египтянин, 2 украинки и 3 корейца.

ШМУ ШМУ

Культурная программа от университета: ШМУ действительно много сделал для нас. Уже было торжественное открытие семестра, организована поездка в ресторан, чтобы познакомиться с китайской кухней и пообщаться с другими иностранными студентами. Была также организована на первых weekends бесплатная поездка в центр Шанхая с экскурсией на 100-й этаж второго по величине здания в Шанхае, с посещением Шанхайского музея, главного рынка, прогулкой на теплоходе по вечернему городу и дважды походом в ресторан.

Ещё одно интересное мероприятия, организованное университетом – встреча в библиотеке с китайскими студентами с целью наладить контакты.

Также наши ребята ездили в Янгшан порт (крупнейший контейнерный порт), рядом с которым мы живём.

ШМУ ШМУ

Язык: с пониманием и общением сильных затруднений нет. Так как для всех преподавателей английский не родной язык как и для нас, мне легко вникать в материал, более того он всегда сопровождается электронной презентацией. Интересная возможность учить китайский язык, но пока мы продвинулись в этом не сильно.

Особенности: порадовала возможность бесплатного перемещения по кампусу на велосипедах. С учётом того, что до учебных корпусов нам добираться от 10 до 25 минут пешком, велосипеды не могут не радовать. Также очень впечатлило больше количество спортивных площадок, начиная от футбольных полей, заканчивая теннисными кортами, которые в свободном доступе.

УНИВЕРСИТЕТ ПРИКЛАДНЫХ НАУК КЮМЕНЛААКСО, ФИНЛЯНДИЯ

Денис Осиев, ИМТМ, 2013 год

Учёба здесь очень и очень понравилась.

Дают всё необходимое, профессора все приветливые, разговаривают со студентами на одном уровне, что гораздо облегчает процесс обучения, а также побуждает ходить на занятия, связано это с отсутствием какого-либо страха перед преподавателем. Первые дни были тяжеловатыми, т.к. необходимо было адаптироваться под постоянное использование английского языка, но в конце первой недели эта проблема исчезает сама собой. Хотелось бы посоветовать ребятам побольше разговаривать с иностранными студентами, не сидеть в комнате и даже со своими разговаривать на английском, иначе главная цель - практика английского, будет провалена.

Город маленький и спокойный, порой бывает скучно, но международный отдел снабжает поездками, к тому же, если быть активными, то можно организовывать такие поездки самим. Путешествовать удовольствие не из дешёвых, но возможность попасть в Таллинн, за относительно небольшие деньги, стоит того.

Если у ребят будет возможность пускай возьмут курс тандем-обучения, очень интересная программа и возможность завести близкого друга финна.

Еда здесь отличается, по цене и по выбору. Первое время выбирал что покупать и самое главное - где. Цены от Питера не особо отличаются, но всё же кусаются. Если не знать, где закупаться, можно покупать продукты в 1,5 раза дороже. На месте людей, которые едут, на первое время я бы закупил сладкого (цены в 2 раза выше), мяса (по возможности, потому что цена может отличаться в 3 раза) и чего-нибудь ещё, чтобы пока не освоились было чем питаться. Кафе и бары также дороговаты для студенческого кармана.

При первом визите необходимо сделать автобусную карточку, стоить она будет 58 евро в первый раз и 52 каждый месяц (пополнение), но окупится за первую неделю. Билет до университета стоит 3 евро и 60 центов, до центра 3,9 евро, по ночам цена автобуса из центра до общежития 7,9 евро - выгода на лицо.

Ну и повторюсь, активнее участвуйте в знакомстве и во всём происходящем вокруг, это очень интересно, тем более, что возможность завести друзей со всего света выпадает не каждый день.

Жильё: живём в своих комнатах с душем и туалетом. Кухня на этаже. Всё необходимое бельё есть, а также посуда, утюги и чайники. Не ВЕЗИТЕ ЛИШНЕГО, КАК ЭТО СДЕЛАЛ Я! Выдают 2 полотенца 1 большое 1 маленькое, их меняют вместе с постельным раз в неделю. 3 раза в неделю сауна, для желающих. Стиральная машина стоит и в свободном пользовании + сушилка. Оплата раз в месяц 278 евро + если платить наличными, через отделение банка, берут дополнительно 6 евро.

Дарья Уткина, ИМТМ, 2014 год

Здравствуйте!

Хочу поделиться нашими впечатлениями об обучении в Финляндии в городе Котка. Мы учимся в KYAMK University of Applied Sciences на Business Logistic. Процесс обучения кардинально отличается.

Во-первых, хотелось бы рассказать про электронную систему Moodle, которая популярна в Европейских университетах. Ее суть в том, что каждый студент имеет свой аккаунт, который содержит всю информацию о процессе обучения. Там идет распределение по курсам, которые студент выбрал сам. Выкладываются все лекции и домашние задания, доступ к электронной библиотеке, различным базам данных, в которых вы можете найти всю необходимую информацию для проектов или научной деятельности. Также у каждого студента свой электронный адрес, который прикреплен к этой системе. Вся связь с преподавателями и информация о занятиях, происходит в электронном виде, для этого созданы все условия. Компьютеры в университете в свободном доступе, есть и в коридорах, для того чтобы можно было, например, проверить расписание. Классы никогда не закрываются, так что если там нет занятий, то никто не будет возражать, если ты будешь там заниматься. На занятиях мы чаще работаем в группах и выполняем различные проекты, делаем доклады и презентации. Это достаточно интересно, так как мы учимся в интернациональной группе, общий язык у нас английский, и преподаватели стараются не допускать в одной группе студентов из одной страны. Обучение происходит на английском языке, и вообще это прекрасная возможность улучшить свои знания языка. Университет организовывает различные спортивные мероприятия и поездки в свободное от учебы время.

Тут тебя никто не будет заставлять учиться, все зависит только от тебя и твоего желания. Преподаватели всегда готовы выслушать твое мнение по тому или иному вопросу. Все достаточно демократично. Учится интересно, также это прекрасная возможность узнать много всего нового и найти друзей из разных стран.

Светлана Соколенко, ИМТМ, 2015

Я очень благодарна своему университету и администрации нашего факультета за предоставленную возможность обучения в Финляндии. Весь этот год (2014-2015) я училась по Double-degree program (программа для получения двойного диплома) в университете прикладных наук KyaMK на факультете Business Logistics в городе Котке.

Это время я не забуду никогда! Безусловно, я получила бесценный опыт, познакомилась с финской культурой, завела много новых друзей по всему миру, начиная от Латвии, Литвы, заканчивая Бразилией и Китаем, но также я получила огромное количество знаний в сфере логистики и бизнеса. В Финляндии все говорят на английском языке, поэтому со знанием английского здесь можно довольно комфортно жить и учиться.

Финское образование ценится во всем мире, сразу скажу, что учеба здесь значительно отличается от учебы в Макаровке. Расписание меняется каждую неделю, общение с учителями и студентами, в основном, осуществляется через интернет. Одним из самых больших и неоспоримых плюсов учебы в Финляндии, является свобода выбора. Здесь нет жесткого графика прохождения курсов, нет определенной заранее установки на прохождение учебной программы в заданные сверху сроки. Студент сам составляет для себя расписание занятий и определяет интенсивность прохождения учебы. Лекторы и преподаватели не вмешиваются и не контролируют ход и график учебы. Такой порядок мотивирует учащегося и одновременно учит его самому нести ответственность за учебный процесс. Каждая образовательная программа университета содержит определенный набор обязательных для получения степени бакалавра и магистра предметов, но помимо обязательных, студент имеет возможность изучать также дополнительные предметы. За год у меня были обязательные предметы, такие как: Logistics services, Green Supply Chain, Global Sourcing, Management Accounting, International B2B Marketing, Meetings and Negotiations, E-Business, International Operations, Logistics Challenges. Также я взяла: Supply Chain Management, Transportation Management, Operations Management, Enterprise Resource Planning, Shipping English, Intelligent Transport Systems, Elementary Finnish. Все эти предметы по-своему интересны и уникальны, они расширили мои знания в сфере логистики, что будет очень полезным для моей будущей профессии.

Самое лучшее в системе финского обучения – это отношение преподавателей к студентам: отношения не скованы формальными рамками и условностями, свободны и непринужденны. К преподавателям всегда можно обратиться с вопросом, получить от них совет и даже договориться о том, как сдавать экзамен или зачет. Если не сдал с первого раза экзамен – не беда, его можно пересдать в следующий заход. Поэтому финские студенты никогда не пользуются шпаргалками, не списывают, а материал зубрят не для оценки, а для себя, чтобы получить знания. Учебный день финского студента по сравнению со студентом из России длится меньше, и количество зачетов меньше. А если зачетов меньше, то, соответственно, больше остается времени на подготовку к ним. Но экзамены идут параллельно учебе, нет специально отведенного времени для экзаменов, иногда у нас было несколько экзаменов в один день, и до 5 экзаменов в неделю. Это очень тяжело переключиться с одного предмета на другой, но мы справились! Часть курсов проводится по методу, так называемой, групповой работы, что позволяет лучше познакомиться с другими студентами, а также научиться жизненно необходимому в будущей трудовой жизни искусству общения и нахождения общего языка с другими людьми. Стиль преподавания у учителей – разный. Некоторые лекции казались, особенно в начале, довольно монотонными и скучными. Однако, позднее мы познакомились с преподавателями, умеющими увлечь и повести за собой аудиторию, обладающими харизмой и юмором. Трудными казались вначале также зачеты, к которым нужно было готовиться по книгам и презентациям преподавателей на сайте университета, изучать огромный объем материала. Налаживание знакомства с финнами тоже оказалось непростым делом даже для очень общительных людей. Далеко не все финны легко идут на контакт. Самым сложным для меня было написание диплома, финские правила разительно отличаются от русских, темой моего диплома было – Поиск и оценка новых партнеров (Закупочная логистика в российском управлении цепями поставок). К счастью, все проблемы и сложности уже позади, 22 апреля я защитила диплом, чему очень рада! Также самостоятельная жизнь вдалеке от семьи, от однокурсников, и просто от русской речи, казалось непреодолимой! Но если есть внутри тебя четко сформулированное намерение-все преграды преодолимы!!!

Целью моей поездки было – повысить уровень английского языка, узнать много нового и интересного о будущей профессии, окунуться в финскую культуру и найти новых друзей из других стран. Сегодня я могу сказать точно, что цель была полностью достигнута. Каждый день, учась там, я преодолевала новые препятствия, ставила новые задачи и пыталась их достичь, хотя временами было трудно, но это был очень яркий, интересный и запоминающийся год моей жизни.

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТУР/ХЁУГЕСУНН, НОРВЕГИЯ

Игорь Русинов, ИМТМ, 2014 год

Для начала хотелось бы подчеркнуть важность данной возможности для меня. Отъезд в другую страну на столь долгое время всегда связан с каким-то недопонимаем и трудностями, но в ситуации со мной это все прошло, на удивление, быстро и легко. Благодаря Анне Прошиной, хотелось бы отдельно поблагодарить ее за проделанную работу.

Когда мы прибыли в Норвегию, а именно в Хаугезунд меня сильно поразила система образования. Она сильно отличается от нашей и заслуживает отдельного внимания. Поэтому потребовалось некоторое время для полного понимания происходящего. Итак, по прибытии у нас было 3 предмета: Международный маркетинг, Предпринимательство, Понимание культуры (как Психология). Все предметы в совокупности имеют важную роль, так как во первых, мы изучали подробное описание выхода компаний на внешний рынок, включая логистические аспекты, что является моей профессией. Во вторых, было создание идеи, которую мы развивали в течение всего семестра. Изучая наш проект, каждый раз все с новой и новой стороны мы открывали для себя, как правильно строится бизнес. В третьих, мы пытались научиться понимать людей с разных сторон, делать акцент на культуру и личные особенности. Это сможет помочь нам правильно руководить своим персоналом в будущем и знать как правильно с ним общаться.

Не стоит забывать великолепную языковую практику. Взаимодействие с иностранными студентами стало основной задачей, что в итоге развивало наши способности к общению. Так же, это можно назвать профессиональным развитием, только потому, что иностранные языки являются важной частью нашей специализацией.

Так же хотелось бы подчеркнуть возможность увидеть суровую Норвежскую природу. Неописуемые виды, которые окружали меня повсюду. От мелких водопадов где-то посреди парка для прогулок до невероятно высоких гор и видов с них. Собственно увидеть норвежскую культуру, культуру поведения и взаимоотношения людей в тех или иных жизненных ситуациях. Увидеть, чем живет и дышит страна.

Норвегия является первой страной по благополучию на 2014 год. Но так же страна живет здоровым образом жизни, что можно и о жителях маленького городка Хаугезунд. Всевозможные спортивные мероприятия окружали нас все это время и соответственно стали неотъемлемой частью нашей жизни здесь. В соревнованиях по пляжному волейболу моя команда (я был капитаном) заняла 2ое место среди всех факультетов нашего университета.

Что касается моей профессиональной карьеры, то я стал более углублено изучать аспекты, связанные с международной логистикой, и делать акцент на полученных знаниях о людях, их особенностях культуры, строгих законах.

Подводя итог, хотелось бы поблагодарить всех организаторов и тех, кто им помогал делать эту практику доступнее и проще. Это путешествие дало мне много нового как в профессиональном так и житейском планах, что несомненно отразится на моей будущей жизни!

Кирилл Бочаров, ИМТМ, 2014 год

Меня зовут Бочаров Кирилл. В этом году мне посчастливилось пройти учебный семестр в чудесной стране Норвегии. Этот семестр мне запомнится надолго. За 3 месяца я овладел такими предметами: Предпринимательство, Международный маркетинг и Понимание культуры.

Учеба в Норвегии совсем отличается от учёбы в России. Занятия здесь проходят не ежедневно, а только по учебному плану. Это обусловлено тем, что больше времени предоставлено для самообучения. Все лекции проходят на английском языке, что существенно улучшает владение этим языком. Преподаватели относятся к иностранным студентам хорошо, не ущемляют и даже помогают.

Саму практику считаю очень важной для моей дальнейшей жизни, так как, учебный процесс в другой стране развивает коммуникационные способности, предоставляет практику английского языка (чего очень не хватает в учебном процессе в России) и дает знания европейского уровня вышеперечисленных предметов.

С удовольствием продолжил бы обучение здесь. Я очень благодарен тем, кто предоставил мне эту возможность.

МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ШТАТА МЭН, США

Александра Захарова, ИМТМ, 2015 год

Dear Department of International Cooperation, I'm really grateful to report you how I am happy to get this opportunity to spend one exchange semester in Maine Maritime Academy, ME, USA.

At the moment I have been studying in Maine Maritime Academy for 3 months, I study 5 subjects at the Faculty of International Business & Logistics: Supply Chain Management, Business Law, Production and Operations Management, Marketing Management, Financial Accounting. IBL faculty is mostly concentrated on studying business and warehouse logistics, supply chain management. In the beginning it may seem that the program is not appropriate for my career, because my faculty-International Transport Management & Logistics in Admiral Makarov University of Maritime and Inland Shipping pays much more attention on maritime and port logistics, forwarding and freight business – By the way ,it is very misleading .For me as a 5-year student now is certainly useful to plunge into the study of business and logistics, to expand the knowledge and get new understanding about varieties for my future career. Before my arrival to the US, I have never thought that creating a business can become so interesting and attractive for me, USA is the best place all over the world to study how to open your own business from having nothing in the beginning and to fight for success no matter what happens.

Speaking about my subjects one of them is Supply chain Management I study with senior (4 year) students, the dean of my IBL faculty - Doctor Donald Mayer teaches it. We are building a business model of our own company, we are playing in the online game, creating our own company: using our assets, we sell sensors in 5 different market categories - Size market, Traditional Market, High -end market, Low-end market, Performance market. Every week my team and I (Baldwin Empire corporation) make decisions- How many units do we need to produce? Whether to take a long-term debt? Whether to take an emergency loan? Should we hire more people? How much money do we need to spend on marketing? How to increase sales? How many stocks and bonds do we need to issue? Whether to pay dividends to our shareholders?

Now our company gets the second highest profit among our five competitors. During the semester we prepared 3 annual reports with presentation to shareholders telling about SWOT analysis, our successes, strategy, goals and objectives that we have. Each participant of the company holds a certain position - I chose to be a VICE PRESIDENT OF FINANCE, I can confidently say that I coped very well with this task, I answered all the tricky questions and proved that our current financial situation is in the proper order and condition. I would love to mention as a prehistory that before coming in USA I absolutely did not understand anything in finance, accounting and business. I suppose that Financial accounting helped me a lot – subject I have been learning 3 times per week and every week I am doing at least 2 homework, the students book for this subject is approximately 500 pages, but it is written in such a great way, that even foreigners can study financial accounting in English, which, of course, is not so easy. For the last test I got 90%, I'm very proud because it was the most difficult thing for me. I think am so interested and excited in financial and business area, I wish I could get a master degree and the opportunity to work in this kind of field.

On the subject Production & Operation Management we work a lot with Excel program but not just for making ordinary tables but for do the whole project, unusual graphics, process optimization calculations, we study the history of various well-known companies: Toyota, Ford, Amazon, McDonalds-their strategies and management technologies in business. During the semester we have to choose a company, find its problem or difficulty with which it is facing with and offer possible solutions. We with my partner chose Starbucks, learned a lot of materials and found that they lose customers and sales decreases because of the problem of locations, variety of drinks and the spoiled atmosphere in our store

I like to study at Maine Maritime Academy, because you look for the formation much more seriously and looked at my future career from the other hand, because the maritime logistics is just a small part of what I can do after, without losing much any opportunities. We talk endlessly about how much important and necessary for life I have learned from this semester on an exchange, the most important thing is experience- constant communication in English, the opportunity to live in another country, learn different, new American society-change stereotypes, desire to work and, of course, new knowledge in the field of business and logistics.

Вадим Киселев, ИМТМ, 2015 год

Очень благодарен моей Alma mater - легендарной Макаровке за то, что она дала мне возможность получить знания в Соединенных Штатах Америки, в Maine Maritime Academy.

Система образования в США отличается радикально от системы в России. Пожалуй, единственное сходство процесс обучения – 4 года. Цена образование обучение за 4 года + 2 года Магистратуры стоит $180,000. Каждый студент имеет возможность выбирать дисциплины самостоятельно. В обязательном порядке должно быть не менее 15 так называемых кредитов. Если 1 предмет – 3.0 кредита, как Вы понимаете, чтобы удовлетворить требованиям Академии, нужно выбрать 5 дисциплин. Что я и сделал. Предметы, которые я изучал:

  • Business Logistics
  • Business Law
  • Maritime Resource Management
  • Production and Operation Management
  • Strategic Supply Chain Management

Учиться интересно. Сразу скажу, что факультет на котором я обучаюсь, дает знания студентам, которые в последующем становятся не просто рядовыми клерками в компаниях, а становятся будущими лидерами, топ менеджерами. Изучаемые мною предметы дали мне бесценную возможность узнать о том, как работает бизнес с точки зрения финансового управления, управления кадрами, управления активами компании, анализ результата деятельности компании. Также, знания о том, как устроена Глобальная логистика с уклоном все таки на Штаты - перевозки грузов всеми видами транспорта, далее, как управлять бизнесом в Морской индустрии и как грамотно управлять компанией, рациональное управление процессами, непосредственно на производстве в шиппинге и, наконец, изучить процессуальные аспекты правовой базы США.

Теперь я хотел бы сказать отличительную особенность Академии штата Мэн от другого любого учебного заведения в США. Минимальная заработная плата выпускника этой Академии – $64,000 в год, то есть самая высокая начальная заработная плата США в принципе. Эти данные были опубликованы очень авторитетным, независимый журналом – Money. Не говоря уже про морские специальности, где зарплата рядового моряка – $120,000 за 6 месяцев.

Нам объявили, что в Академию должны были прийти 50 компаний, для организации Career Fair со стороны Академии штата Мэн, на которой можно было пообщаться с представителями этих компаний, предоставить резюме всем факультетам вуза в эти компании. В итоге пришло 70 компаний: судостроительного линейного, трампового, стивидорного, экспедиторского, газодобывающего, нефтепродающего бизнесов. Как я уже упомянул выше: была возможность предоставить резюме, а также непосредственно пройти интервью прям на этой Ярмарке, предварительно записавшись. Так я и сделал. Как итог, я прошел собеседование, удовлетворил требования касательно резюме, – у меня уже был опыт и практики во время обучения в любимой Макаровке и опыт работы в линейном бизнесе, и, как следствие, мне предложили работу в Сан-Диего, в первой судостроительной компании США, в отдел управления цепочками поставок. Да, я могу об этом говорить с гордостью, потому что в свое время, хотел получать знания непосредственно в компаниях в период летней практики, ну и собственно это я и делал. Также я это говорю, чтобы дать возможность макаровским первокурсникам своевременно нацеливать себя на летнюю практику, и работу во время обучения в вузе - опыт работы. У нас на факультете Международного Транспортного Менеджмента замечательный декан – Русинов И.А, который приглашает огромное количество компаний в вуз для презентаций, и ребята также могут предоставлять резюме. Главная мысль – практика, не проблема. А дальше как говорят американцы – it’s up to you – все зависит от Вас и от Ваших решений, как Вы можете преподнести себя на собеседовании и как Вы знаете английский язык.

Вот и закончилась сессия из 3 дней. За 3 дня пришлось сдать все 5 экзаменов. Вчера был последний день сдачи экзаменов в Академии. Как многим известно - система в США балловая. Оценка определяется следующим образом. 20% - домашние задания, 20% - активность на уроке (ответы на вопросы преподавателя), 20% - презентация группой. 20% - экзамен за первое полугодие, 20% - за финальный экзамен. В сумме 100%.

ШАНХАЙСКИЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ, КИТАЙ

Андрей Манин и Артем Карабанов, ФНиС, 2015 год

Серия отзывов. Часть 1.

Долетели мы хорошо, шикарные новые самолеты, питание на борту. В Китае нас встретили волонтеры университета, которые стояли с карточкой Shanghai Maritime University. Здесь были еще несколько групп студентов по обмену из других стран. Далее нас повезли в университет, который находится в 70 километрах от центра города. Дорога до Шанхая занимает 2 часа.

Заселили нас с моим другом Владом в одну комнату. Тут так делятся комнаты: в номере общая столовая, кухня, душ и туалет, а также две комнаты по 2 человека. Мы живем вместе с курсантами из США.

Так как учеба начиналась с понедельника, впереди были целые выходные, которые были отведены на организационные мероприятия, экскурсии по кампусу (учебному городку). Он просто гигантский, потому что здесь живут и учатся студенты всего университета, включающего множество факультетов. Путь с одного конца кампуса на другой займет примерно 20-25 минут пешком!

Успели съездить в Шанхай с нашим китайским коллегой, который немного понимает английский язык, поэтому проблем не возникало. Возникли они позже, когда мы от него отделились. Практически никто в Китае не понимает английский язык! Но в университете к каждому приставлен свой «личный» китаец со знанием языка, к которому можно обращаться по любым вопросам. Это удобно!

Ну и, в конце концов настал, первый день учебы, мы увидели свою группу. В нашей группе мы двое из России, датчане, американцы, корейцы. Преподаватели - англоговорящие китайцы. На парах все достаточно хорошо понимаем, только порой сложновато бывает объясниться на какую-нибудь техническую тему (например, по гидромеханике). Но это только первые дни. С каждым днём чувствуем себя уверенней в языке, и это радует!

Погода сейчас отвратительная, так как пару дней назад прошел тайфун, холод стоит дикий. Благо, что в комнате есть кондиционер, который греет. Парадокс! У китайцев нигде нет батарей. Именно поэтому все аудитории очень холодные и их приходится прогревать перед занятиями. Приятный бонус в некоторых аудиториях - бесплатный кофе.

По поводу питания - всё чудесно. В кампусе 3 столовых, в которых много разных блюд на выбор (в основном курица и овощи), но в любом случае еще и рис. Средняя цена на обед 20-25 юаней. Но это чтобы просто наесться и выползти оттуда! Поэтому с питанием проблем никаких (столовая напротив общежития).

В результате что могу сказать! Проблем абсолютно никаких, относятся к нам чудесно, с иностранцами только дружеские отношения, никаких конфликтов и прочего!

А еще очень впечатлил полноценный судовой ЦПУ (центральный пост управления) и лаборатория с полноценной судовой энергетической установкой, где стоит двухтактный дизель MAN, полностью всё вспомогательное оборудование (компрессора, насосы, валопроворачивающий механизм, топливные, масляные цистерны и т.д.). А также механизм, дающий нагрузку на вал для тестирования двигателя при различных моментах сопротивления (дублирует нагрузку на гребной винт).

  

Часть 2

Учёба здесь не очень сложная, все предметы довольно интересные и их не очень много. Из интересных методов обучения могу выделить уже распечатанные конспекты, которые выдаются каждому обучающемуся. В них весь материал представлен компактно и удобно. При этом половина страницы свободна, чтобы можно было делать вспомогательные заметки.

Казалось бы в таком методе обучения нет ничего неординарного, но когда нам выдали конспект, стало намного проще воспринимать предмет, ведь можно полностью сконцентрироваться на материале, не отвлекаясь на его конспектирование. Преподаватель часто работает с обучающимся индивидуально – разъясняет, делает записи/рисунки на свободной половине страницы. По сути это сжатый учебник и рабочая тетрадь одновременно. Для китайских студентов такой формат обучения в виде готовых конспектов предусмотрен по всем дисциплинам. Нам же их выдали пока только по «Остойчивости судна».

Если бы появилась возможность внедрения таких конспектов в ГУМРФ - это стало бы хорошим подспорьем для курсантов и студентов университета! В своем конспекте я специально ничего не пишу, чтобы показать его как пример в ГУМРФ.

Теперь немного о других предметах. Занятия по «Истории и культуре Китая» носят ознакомительный характер и проходят в форме лекций. Преподаватель старается объяснить образ мышления китайцев через разные философские теории. Это больше напоминает философию и отношение китайцев к ней.

Изучение китайского языка предполагает в основном разговорную часть, изучение иероглифов в программу не входит, что естественно для курса в 27 часов. Тем не менее, самые необходимые слова мы уже знаем и употребляем их в повседневной жизни - в Китае мало кто владеет английским языком.

«Морскую психологию» преподает девушка примерно 23-25 лет, закончившая в прошлом году ШМУ по специальности «Судовождение». Это самый неоднозначный предмет: зачастую создается впечатление, что это просто проверка для психики, потому что девушка порой говорит очень странные вещи. Например, что снег синий, но он всё-таки белый и что иногда бывает сложно отличить кита от подводной лодки. В общем, эта дисциплина кажется немного странной.

Ещё две дисциплины: «Метеорологию» и «Контейнеризацию и современное грузовое устройство» преподает Капитан Бэлл из Америки, его занятия интересные и легко воспринимаются. По этим предметам в среднем раз в две недели проходят тесты, не очень сложные. К каждому занятию по

«Метеорологии» нужно готовить «Daily weather report» по установленному образцу, что помогает набить руку в этом вопросе. Хороший опыт!

Стоит отметить, что все предметы преподаются в формате электронных лекций, каждый студент может скопировать лекции у преподавателей, это естественно. Практически все лекции я сохраняю, чтобы по возвращении в родной университет поделиться ими с товарищами.

Помимо учебы стараюсь не упускать возможности для знакомства с достопримечательностями Китая. На прошлых выходных посетил с польскими и корейскими студентами Священную гору Хуаншань - фантастически красивое место! Очень впечатлил цирк. Часто посещаю разные храмы и просто гуляю по городу.

Завтра, 21 апреля, начнётся наш экскурсионный тур, организованный ШМУ, в Пекин и на Великую Китайскую Стену. Жду от этой экскурсии только самые яркие впечатления и уверен, что путешествие оставит лучшие воспоминания!

В Китае, в Шанхайском морском университете, мне очень нравится, и я благодарен ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова за предоставленную возможность учиться здесь!

Часть 3

Курсант Андрей Манин делится впечатлениями о четырехдневном туре в Пекин, организованном ШМУ.

Наш поезд в Пекин отправлялся в 6:59. Автобус подали прямо к нашему общежитию в 5 утра. По утренним пробкам мы добрались до вокзала. Сев в скоростной комфортный поезд, наконец расслабились. За окном всё больше светлело, поезд мчался больше 300 км/ч, впереди 5 часов пути до Пекина!

Время пролетело незаметно. Пекин встречал ясной погодой и температурой +26°С в тени! На вокзале нас уже ждал автобус. Пекин очень отличается от Шанхая, где всё выглядит более современно, по-американски. Проезжая по Пекину, порой возникает ощущение, что находишься в спальном районе Петербурга, по которому я уже успел соскучиться.

Нам устроили экскурсию по Летнему Императорскому дворцу. Парк, примыкающий ко дворцу, довольно большой, значительную его часть составляет озеро. Первое, что обращает на себя внимание - колоссальное количество людей, превращающихся в одну большую толпу, над которой высятся флаги разных экскурсионных групп. В такой обстановке тяжело насладиться всей красотой дворцово-паркового ансамбля, да и, откровенно говоря, ни с Екатерининским парком в Царском Селе, ни с Нижним парком в Петергофе пекинский дворец не сопоставим по масштабам и красоте.

После посещения Дворца мы отправили в отель - 4 звезды, прекрасные номера. Ужин в ресторане отеля. Хороший сервис.

На следующий день с утра мы отправились на главную площадь Пекина Тяньанмэн. Здесь мы вновь столкнулись с толпами людей и с приставучими торговцами. Далее наш путь лежал в знаменитый Запретный город Гугун - это было впечатляюще! Огромный портрет Мао над входом придает колорит. Насколько удалось заметить, пекинская архитектура очень отличается по цветовой гамме от шанхайской. Основные цвета в Шанхае - белый и красный, а в столице доминирует синий, в сочетании с зеленым, красный цвет тоже используется, но смотрится изящнее. После посещения Запретного города мы отправились в Императорский лицей, где готовили государственных служащих. На территории лицея находится Храм Конфуция. В этом комплексе, наконец, можно было вздохнуть спокойно, ведь здесь гораздо меньше людей и намного больше деревьев, растительности!

В этом замечательном месте мы провели около часа, а затем отправились в ресторан, где нас ждала знаменитая утка по-пекински. После томительного ожидания утку ввезли в зал на специальной тележке, официант на наших глазах мелко нарезал и подал блюдо, объяснил, как правильно есть утку: для начало необходимо взять лепешку, которая по вкусу напоминает наши блины, затем несколько кусочков самой утки, обмакнуть в соус и вместе с овощами завернуть в лепёшку. Блюдо просто потрясающее!

На третий день нашей пекинской поездки запланировано посещение Великой Китайской Стены. Мы встали пораньше и отправились в путь. Дорога заняла около трех часов, часть из которых мы простояли в пробке непосредственно перед Стеной. Войдя на территорию, нужно было выбрать направление: справа располагался самый известный участок Стены с классическим видом, слева – менее известный, но там было меньше людей. Мы отправились направо. Людей там было очень много, самая настоящая давка, как в столичном метро в час пик, что в совокупности с жарой не располагало к наслаждению всей прелестью этого одного из семи Чудес Света. Несмотря на это, впечатление от посещения Великой Китайской стены осталось благоприятное, воспоминания на всю жизнь!

Следующий объект - Олимпийский городок. На его осмотр экскурсовод отвел больше часа. Спортивные объекты в современном стиле, большая красивая башенка в виде факела для Олимпийского огня, больше других достопримечательностей запомнился огромный стадион «Птичье Гнездо».

В заключительный день нашего тура по Пекину мы отправились к Храму Неба. Храм окружен огромным парком, весь комплекс занимает внушительную площадь - большую, чем знаменитый Запретный город. В парке царила приятная живая атмосфера: посетители пели, играли в спортивные игры, и даже в домино. Пройдя через парк, мы вышли к самому храму. Обычно буддийские храмы представляют собой территорию, состоящую из нескольких соединенных коридорами прямоугольных зданий и аккуратных двориков между ними. Храм Неба же представляет собой внушительных размеров красивое круглое здание, состоящее из трёх ярусов. Посещение Храма производит неизгладимое впечатление!

В 14 часов отправлялся наш поезд. Менее чем через пять часов мы уже были в Шанхае. Нас встречала дождливая погода, которая после пекинской жары была облегчением. Еще через полтора часа мы уже были в Шанхайском морском университете.

Поездка получилась очень интересная и была хорошо организована. Мы успели ознакомиться не только с главными достопримечательностями, но и с гастрономической культурой Пекина - попробовать знаменитую утку по-пекински, почувствовать ритм жизни в столице Китая. Эта поездка запомнится нам надолго! Спасибо Шанхайскому морскому университету за организацию и частичное финансирование!

Часть 4 (заключительная)

Проведенные в Китае 3,5 месяца были очень насыщенными, и мы старались выжать из них максимум: старательно учиться и как можно больше посетить интересных мест, попробовать необычной еды, познакомиться с местной культурой.

В этом году иностранные студенты проходили обучение в Шанхайском морском университете по трем направлениям: Marine transportation (для судоводителей), Marine engineering (для судомехаников) и International Maritime business (для менеджеров). Были как предметы общие для всех трёх направлений, так и специальные. Наше направление Marine transportation включало 7 предметов: метеорология, контейниризация и современное грузовое устройство, разговорный китайский язык, история и культура Китая, морское право, морская психология, остойчивость судна.

Метеорологию, контейниризацию и современное грузовое устройство по видеосвязи читал преподаватель Массачусетской Морской академии (США) капитан Бэлл. Его лекции отличались доступностью, материал был не очень сложный, интересный. В нашей группе было 18 человек – курсанты из России, Польши, Украины, Южной Кореи, Египта и США. Первые 9 недель, до начала мая, мы учились 4 раза в неделю, затем сдавали промежуточные экзамены.

По китайскому языку необходимо было выучить наизусть и правильно, со всеми интонациями, пересказать диалог, по культуре и истории Китая - написать реферат на английском языке. Экзамены по остальным предметам напоминали наш экзамен по ЕГЭ. Остойчивость судна сдавали по тестовым вопросам, решали задачи, по морской психологии необходимо было представить свое видение той или иной ситуации, касающейся морской жизни.

После сдачи экзаменов у нас оставалось еще пять учебных недель и всего три предмета. Экзамен по морскому праву состоял из нескольких частей: тестовые вопросы, вопросы с письменным ответом, анализ ситуации. На протяжении всего семестра мы регулярно проходили тестирование и выполняли домашние задания.

Результаты экзаменов отправляются по месту учебы и считаются документом, подтверждающим наше обучение в ШМУ.

Организация обучения и пребывания в Шанхайском морском университете - на очень высоком уровне. По прибытии нас встретили в аэропорту, а в день отправления в Санкт-Петербург – проводили. Условия проживания на территории учебного городка очень комфортные: здесь много баскетбольных площадок, футбольных полей, теннисных кортов, оборудованных спортивных залов, бассейн, а также концертный зал, огромная библиотека, студенческий сервис-центр и т.д.

Общежитие для иностранных студентов, в которое нас поселили, очень хорошее! Мы жили в комнатах, рассчитанных на двух человек, в каждой - кондиционер, балкон, два больших шкафа, стол и тумбочка, рабочие места подключены к сети Интернет. На две такие комнаты - общая прихожая, небольшая кухня и ванная комната.

Питание в Шанхайском морском университете организовано таким образом, что оплата в столовых производится только по специальной студенческой карточке (никаких наличных!) - это очень удобно и экономит время. Рацион очень богатый и можно найти пищу на любой вкус!

Внеучебная деятельность студентов в Шанхайском морском университете организована на высоком уровне - проводится много развлекательных мероприятий, концертов, соревнований. Конечно, не во всех мероприятиях мы могли принять участие из-за языкового барьера, но в некоторых получалось поучаствовать. Например, в пенном забеге Bubble run, необходимо было бежать по кругу, преодолевая различные препятствия из пены, пока другая команда, расположившись сбоку от полосы препятствия, обстреливала бегущих из водяных пистолетов.

Еще одно интересное мероприятие - Международный день. Студенты разных стран должны были украсить свою палатку в цветах своего государства, приготовить национальное блюдо и выступить с творческим номером. Такие мероприятия позволяют соприкоснуться с культурой многих стран. На Международном дне, как в ШМУ в целом, царила очень приятная и дружественная атмосфера.

Так, каждый понедельник проводился День флага: сперва в торжественной обстановке поднимался флаг Китая, исполнялся государственный гимн, а затем играл гимн одной из стран, студенты которой обучаются в ШМУ, после чего один из представителей страны обращался к присутствующим с коротким приветственным словом. День флага повторялся каждый понедельник, пока студенты - представители всех стран не прошли через эту церемонию.

На протяжении всего срока обучения для нас организовывали интересные экскурсии: по Шанхаю, Пекину и Великой Китайской стене. Мы старались как можно ближе познакомиться с этой страной, посмотреть её изнутри - посетили соседний с Шанхаем "город на воде" Сучжоу, красивый и необычно зеленый для Китая Ханчжоу с его знаменитым озером Сиху и многочисленными пагодами, потрясающие своей красотой священные горы Хуаншань.

За три с половиной месяца нам удалось погрузиться в культуру этой поразительной страны, страны удивительных контрастов, где небоскребы из списка самых высоких зданий мира соседствуют с темными трущобами, современные станции метро построены среди огородов и теплиц, ржавые велосипеды припаркованы рядом с дорогими автомобилями.

Воспоминания об учебе в Шанхайском морском университете, ставшей возможной благодаря программе международного обмена, в которой участвует наша «Макаровка», для каждого из нас останутся на всю жизнь, это время мы всегда будем вспоминать с особенной теплотой.