International

Представители ГУМРФ – на Генеральной ассамблее Ассоциации EDINNA

11 мая состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Ассоциации учебных заведений внутреннего водного транспорта EDINNA. В работе мероприятия приняли участие представители ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова: заведующий кафедрой судоходства на внутренних водных путях Института «Морская академия» Владимир Каретников и доцент кафедры менеджмента на водном транспорте Института международного транспортного менеджмента Анатолий Бурков.

Данная встреча ввиду ограничений, связанных с коронавирусом, проходила в режиме видеоконференции.

В Генассамблее участвовало 42 полных и ассоциированных членов, а также Правление Ассоциации и иные структуры, связанные с системой водного транспорта Евросоюза.

В ходе встречи участники были ознакомлены с информацией о подготовке европейскими странами очередной программы поддержки водного транспорта NAIADA III, принятие которой должно произойти в ближайшие месяцы. Новая программа, как и предыдущие, нацелена на решение проблем декарбонизации и минимизации выбросов (концепции Greening & Zero Emission), а также на дальнейшее переключение грузопотоков на внутренние водные пути. Для реализации данных направлений предлагается расширять меры по цифровизации в отрасли, в т.ч. шире внедрять смарт-устройства на речных судах. Дополнительно усилия будут сосредоточены на оценке законодательно-правовых документов рынка речных перевозок, чтобы эффективнее устранять барьеры его расширения. В этой связи очень важным в программе NAIADA III является вопрос о кадрах для отрасли. Программой поощряются меры по поддержке существующей и будущей рабочей силы, по расширению профессиональной подготовки и повышению компетенции плавсостава, по разработке современных и гибких требований ЕС к плавсоставу речных судов, защите их социальных прав и т.п.

Встреча также была посвящена подготовке и переподготовке в учебных заведениях. Особенно актуально стоит вопрос реализации требований директивы ЕС 2397/2017 «О признании профессиональных квалификаций для внутреннего водного судоходства…». Исследование, проведенное ассоциацией ЭДИННА в начале этого года (в нем принял участие доцент ГУМРФ Владимир Каретников), показало, что даже страны ЕС и их учебные заведения не одинаково готовы, например, при сертификации (дипломировании) к итоговой проверке практических навыков и умений на тренажерах при отсутствии возможностей такой проверки на судах. Многие просто еще не имеют тренажеров, а менять порядок дипломирования не торопятся. Аналогично происходит и с разработкой средств тестирования/контроля знаний и модулей учебных программ на английском языке. Главные причины здесь, как обычно, недостаточное, по мнению учебных заведений, финансирование этих направлений, загруженность и национальные особенности.

Однако страны-лидеры в этом вопросе с января 2022 года будут задавать новые стандарты по подготовке и дипломированию речного плавсостава и по функционированию рынка рабочей силы внутреннего водного транспорта. Очевидно, что отстающие страны будут заинтересованы или поставлены в положение, когда они будут догонять ведущие страны, хотя бы для того, чтобы часть доходов от подготовки и переподготовки кадров для отрасли, дипломирования и круинга оставалась внутри этих стран, так же, как это происходит и с морским плавсоставом.

В очередной раз напомнил о себе вопрос о вероятной необходимости создания аналога EMSA (European Maritime Safety Agency) для внутреннего водного транспорта. Этот вопрос, очевидно, будет периодически еще возникать на будущих встречах, т.к. он связан с вопросами управления и контроля качества подготовки и дипломирования плавсостава национальными бассейновыми администрациями.

В число новых участников ЭДИННы вошли еще три учебных заведения – два на правах ассоциированного и одно – на правах полного членства. В числе первых - финский разработчик тренажеров - подразделение компании Вяртсиля, например, сейчас заканчивает наладку центра профессиональной подготовки и дипломирования в порту Дуйсбург (Германия).

Интересной на встрече стала информация директора Киевского института водного транспорта (подразделение Государственного университета инфраструктуры и технологии) о том, что, например, в Украине директива ЕС 2397/2017 имеет прямое действие. Это, по мнению украинских экспертов, должно снять национальные барьеры для скорейшей реализации и дальнейшей интеграции речного транспорта Украины с Евросоюзом, в т.ч. в части мобильности рабочей силы, ее подготовки, переподготовки и в вопросах профессионального дипломирования.

Помимо вышесказанного правление Ассоциации EDINNA также довело дополнительную информацию о некоторых последних событиях и планируемых мероприятиях.

Кафедра судоходства на внутренних водных путях ИМА,

кафедра менеджмента на водном транспорте ИМТМ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.